Опера, написанная ИИ: может ли алгоритм затмить человеческую душу?

Опера, написанная ИИ: может ли алгоритм затмить человеческую душу?
Опера, написанная ИИ: может ли алгоритм затмить человеческую душу?

Опера будущего: когда алгоритм дирижирует эмоциями

Представьте на мгновение: вы сидите в полутемном зале. На сцене голограмма Карузо, поющая арию, которой не было в его репертуаре. Оркестр играет партитуру, созданную нейросетью, анализировавшей 5000 партитур от Монтеверди до Шнитке. А либретто… либретто, оно меняется в реальном времени, подстраиваясь только под ваше дыхание, которое считывают датчики кресла.

Это не фантастика. Уже сейчас проекты вроде AIVA сочиняют музыку для фильмов, а OpenAI Jukebox генерирует песни в стиле умерших исполнителей. Но опера это лишь последний бастион «ручного» творчества. Почему, спросите Вы?

1. ИИ как соавтор: за и против

  • За:

    • Алгоритмы могут анализировать эмоциональные паттерны зрителей и усиливать кульминации, встраивая больше их.

    • Нейросеть, обученная на архивах, способна реконструировать утраченные фрагменты опер, например, дописать недостающие страницы оригинальной партитуры «Медеи» Керубини или сочинив новые… На основе существующих.

  • Против:

    • ИИ пока не понимает иронии (попробуйте объяснить ему сарказм в «Севильском цирюльнике» :))

    • Нет «случайности», той самой главной ошибки, которая рождает шедевр (как кашель тенора, невольно добавивший драмы в арию Калафа в 1954 году).

2. Человеческое в цифровом

Парадокс: самые интересные эксперименты происходят на стыке технологий и аналогового мастерства. Например:

  • В PROTOTYPE Festival (Нью-Йорк) композиторы используют ИИ для генерации тем, но финальную аранжировку делают вручную (а для чего?)  чтобы сохранить «дрожь живого».

  • В Сиднее тестируют систему, где голограмма Джоан Сазерленд поет дуэты с живыми певцами, но при этом, дирижер остается человеком, ибо только он чувствует «нерв» зала.

3. Что теряем, что обретаем?

  • Теряем:

    • Непредсказуемость, тот самый момент, когда баритон вдруг импровизирует каденцию.

    • Культ «единственного исполнения» (как запись Каллас 1953 года, которую нельзя повторить).

  • Обретаем:

    • Доступность: Виртуальные оперы для глухих (вибрации пола + субтитры в AR-очках).

    • Диалог с прошлым: Дуэт Шаляпина и Нетребко в одной партии: технически это уже возможно.

Комментарий Дяди Жоры

«Слюшай, Вася…

Я вчера пробовал шашлык по рецепту от ИИ , фф, мясо как мясо, но душИ нет! Так и с оперой: алгоритм может нагенерить миллион нот, но где тут страсть, а? Где этот момент, когда певица на последней ноте «Тоски» так рыдает, что у меня даже коньяк в стакане дрожит?

Хотя… Один умник в Берлине сделал штуку … подключал датчики к моему мангалу и переводил треск углей в симфонию. Получилось? неет, как пьяный Моцарт на кухне в 3 ночи. Может, и в опере так сойдет?

P.S. Если их ИИ научится писать арии про шашлык — я первый куплю билет. Готов даже голограмму свою записать: «Жора в огне, или Караоке на углях»!

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Meta*: владелец Facebook* и Instagram* — признана экстремистской организацией в РФ