
На поляне перед руинами старой усадьбы Демьяново в Клину состоялась трогательная и вдохновенная премьера оперы П.И. Чайковского «Иоланта» в авторской режиссуре Юрия Башмета . Это был не просто музыкальный вечер — это было возрождение духа , памяти и места, связанного с великим композитором.
— Свет! Ты видела? Они там, среди развалин, опера ставили! Как в кино! — говорит Жора, жаря шашлык.
— Ну ты бы тоже что-то красивое сделал, если бы у тебя была своя усадьба…
— У меня есть усадьба. В смысле, балкон. А где мои аплодирующие зрители?
Опера «Иоланта» — последняя работа Чайковского. Написана она была в Клину , где композитор жил в своей усадьбе. Но не менее важным является и факт, что в Демьяново он часто бывал , гостил у семьи Танеевых. Возможно, именно здесь рождались первые идеи будущей оперы.
Этот год знаменателен двумя юбилеями:
- 185 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского
- 175 лет со дня рождения его брата Модеста , автора либретто к «Иоланте»
Также важно отметить, что Модест Чайковский похоронен на кладбище в Демьяново , которое можно увидеть прямо со сцены.
— Вот так и живём: один брат пишет, второй — поёт, третий — платит за свет в усадьбе! — комментирует Вася.
«Ночь Чайковского» уже в четвертый раз прошла на открытой площадке в Клину. Но в этом году это стало особенным событием :
- Концерт прошёл на фоне руин усадьбы Демьяново
- Сцену окружали живые цветы — розы и маки
- Специальная подсветка превратила руины в образ средневекового замка из Прованса
- Звезды над головой стали естественной частью финальной сцены
- Герои оперы закончили спектакль молитвой под звучание хора : «Слава тебе, Творец Вселенной!»
— Я бы тоже такую молитву спел, если бы после неё давали шашлык, — говорит Жора.
В отличие от традиционных постановок, в этой версии «Иоланты»:
- Артисты выступали в современной одежде
- Роль Чайковского исполнил актёр Пётр Фёдоров
- Его герой — человек, который борется с сомнениями в своём даре , но выбирает путь любви как источник вдохновения
Режиссёр Павел Сафонов пояснил концепцию:
«Мы хотели не только постичь тайну рождения этой гениальной оперы, но и срифмовать её с нашим днём, которому, как нам кажется, не хватает чистоты и света. Мне кажется, у нас получилось».
Юрий Башмет сделал особый акцент на молодых исполнителях:
- Все солисты — участники Молодёжной оперной программы Большого театра
- Среди них: Валерия Терейковская (Иоланта) и Игорь Онищенко (Водемон)
По словам тенора Онищенко:
«Мы выходили в образе самих себя, а не героев. Не лосины с колетами, а обычные, я бы даже сказал, босяцкие наряды».
Это усилило эмоциональную связь между музыкой, текстом и реальностью.
Помимо музыки и искусства, цель была и другая — привлечь внимание к усадьбе Демьяново , которая медленно разрушается. По словам Башмета:
«У нас получается оживлять все места, где бывал Петр Ильич. В Алапаевске обещают построить гостиницу. Где-то проводят дороги…»
Если каждый раз, когда в этих руинах звучит великая музыка, хоть немного теплеет душа — возможно, однажды усадьба встанет из пепла.
— Может, и мой балкон когда-нибудь станет культурным центром? — вздыхает Жора.
— Только если ты перестанешь жарить шашлык на двух горелках!
В день премьеры свой 35-летний юбилей отметил Денис Родькин , премьер Большого театра. Он исполнил партии из балетов Чайковского и даже посадил сирень в музейном парке:
«У меня же дедушка был комбайнером… Мне всегда нравилось работать руками» — рассказал танцовщик.
Он также признался, что балет пришёл в 14 лет , когда вдруг захотелось танцевать в белом трико. До этого он мечтал быть машинистом, чтобы ездить к бабушке и дедушке.
— Вот так и рождаются легенды: то через трико, то через трактор, — заключает Света.
«Ночь Чайковского» в Клину стала больше, чем просто концертом. Это был гимн красоте, памяти и любви , доказательство того, что даже самые забытые места могут вновь заговорить, если рядом есть те, кто помнит и чувствует.
— Да, свет побеждает, — говорит Жора, протягивая соседям по кусочку шашлыка. — Особенно если он идёт вместе с мясом и хорошими людьми.