Башмет поставил «Иоланту» в руинах Демьянова: как оперная ночь стала чудом

Башмет поставил «Иоланту» в руинах Демьянова: как оперная ночь стала чудом
Башмет поставил «Иоланту» в руинах Демьянова: как оперная ночь стала чудом

На поляне перед руинами старой усадьбы Демьяново в Клину состоялась трогательная и вдохновенная премьера оперы П.И. Чайковского «Иоланта» в авторской режиссуре Юрия Башмета . Это был не просто музыкальный вечер — это было возрождение духа , памяти и места, связанного с великим композитором.

— Свет! Ты видела? Они там, среди развалин, опера ставили! Как в кино! — говорит Жора, жаря шашлык.
— Ну ты бы тоже что-то красивое сделал, если бы у тебя была своя усадьба…
— У меня есть усадьба. В смысле, балкон. А где мои аплодирующие зрители?

Почему именно «Иоланта»?

Опера «Иоланта» — последняя работа Чайковского. Написана она была в Клину , где композитор жил в своей усадьбе. Но не менее важным является и факт, что в Демьяново он часто бывал , гостил у семьи Танеевых. Возможно, именно здесь рождались первые идеи будущей оперы.

Этот год знаменателен двумя юбилеями:

  • 185 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского
  • 175 лет со дня рождения его брата Модеста , автора либретто к «Иоланте»

Также важно отметить, что Модест Чайковский похоронен на кладбище в Демьяново , которое можно увидеть прямо со сцены.

— Вот так и живём: один брат пишет, второй — поёт, третий — платит за свет в усадьбе! — комментирует Вася.

«Ночь Чайковского»: как это происходило

«Ночь Чайковского» уже в четвертый раз прошла на открытой площадке в Клину. Но в этом году это стало особенным событием :

  • Концерт прошёл на фоне руин усадьбы Демьяново
  • Сцену окружали живые цветы — розы и маки
  • Специальная подсветка превратила руины в образ средневекового замка из Прованса
  • Звезды над головой стали естественной частью финальной сцены
  • Герои оперы закончили спектакль молитвой под звучание хора : «Слава тебе, Творец Вселенной!»

— Я бы тоже такую молитву спел, если бы после неё давали шашлык, — говорит Жора.

Авторская версия Башмета

В отличие от традиционных постановок, в этой версии «Иоланты»:

  • Артисты выступали в современной одежде
  • Роль Чайковского исполнил актёр Пётр Фёдоров
  • Его герой — человек, который борется с сомнениями в своём даре , но выбирает путь любви как источник вдохновения

Режиссёр Павел Сафонов пояснил концепцию:

«Мы хотели не только постичь тайну рождения этой гениальной оперы, но и срифмовать её с нашим днём, которому, как нам кажется, не хватает чистоты и света. Мне кажется, у нас получилось».

Молодёжь в главной роли

Юрий Башмет сделал особый акцент на молодых исполнителях:

  • Все солисты — участники Молодёжной оперной программы Большого театра
  • Среди них: Валерия Терейковская (Иоланта) и Игорь Онищенко (Водемон)

По словам тенора Онищенко:

«Мы выходили в образе самих себя, а не героев. Не лосины с колетами, а обычные, я бы даже сказал, босяцкие наряды».

Это усилило эмоциональную связь между музыкой, текстом и реальностью.

Зачем всё это делалось?

Помимо музыки и искусства, цель была и другая — привлечь внимание к усадьбе Демьяново , которая медленно разрушается. По словам Башмета:

«У нас получается оживлять все места, где бывал Петр Ильич. В Алапаевске обещают построить гостиницу. Где-то проводят дороги…»

Если каждый раз, когда в этих руинах звучит великая музыка, хоть немного теплеет душа — возможно, однажды усадьба встанет из пепла.

— Может, и мой балкон когда-нибудь станет культурным центром? — вздыхает Жора.
— Только если ты перестанешь жарить шашлык на двух горелках!

Юбилей и сирень: история о любви и корнях

В день премьеры свой 35-летний юбилей отметил Денис Родькин , премьер Большого театра. Он исполнил партии из балетов Чайковского и даже посадил сирень в музейном парке:

«У меня же дедушка был комбайнером… Мне всегда нравилось работать руками» — рассказал танцовщик.

Он также признался, что балет пришёл в 14 лет , когда вдруг захотелось танцевать в белом трико. До этого он мечтал быть машинистом, чтобы ездить к бабушке и дедушке.

— Вот так и рождаются легенды: то через трико, то через трактор, — заключает Света.

Заключение: победил ли свет?

«Ночь Чайковского» в Клину стала больше, чем просто концертом. Это был гимн красоте, памяти и любви , доказательство того, что даже самые забытые места могут вновь заговорить, если рядом есть те, кто помнит и чувствует.

— Да, свет побеждает, — говорит Жора, протягивая соседям по кусочку шашлыка. — Особенно если он идёт вместе с мясом и хорошими людьми.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Meta*: владелец Facebook* и Instagram* — признана экстремистской организацией в РФ